Успешное развитие системы профессионального образования
немыслимо без разработки его теории и методики.
Значительную роль в этом
процессе играет методическая деятельность.
Основными субъектами
методической деятельности
являются методисты, профессионально
занимающиеся ею.
Слово «методист» с греч. methodos означает следование чему
-
нибудь.
Исторически под словом «миссия» понимают задание,
посылку,
поручение.
Так какое же задание, поручение осуществляют
в системе
образования, методисты?
Известный немецкий ученый, педагог
-
практик 19 века Фридрих
Адольф Дистервег писал: «Без стремления к научной работе педагог
неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности,
банальности, механистичности...».
Действительно, испытывая затруднения в
своей работе, педагоги
-
практики пытаются преодолеть их самостоятельно
или обращаются к трудам ученых. Однако на деле многие научные
разработки оказываются малодоступными для практиков, так как трудны для
восприятия и понимания. В результате богатство педагогической науки
оказывается невостребованным практиками. В тоже время, у практиков
продолжают накапливаться проблемы, что и ведет к рутинности,
банальности и в конечном итоге к застою.
Между «пространством» практики и «пространством» науки должно
быть связующее звено, канал, обеспечивающий их взаимодействие. Это
звено должны составлять люди, обладающие способностями и знаниями,
которые позволяют им профессионально работать и в «пространстве»
практики, и в «пространстве» науки. Это своеобразные «переводчики» науки
на язык практики.
Миссия методиста как раз и состоит в соединении двух «пространств»
–
науки и практики.
«Сильный ум, преследующий практические цели,
-
писал Гете,
-
лучший ум на земле».
Официально
должность методиста появилась во второй половине 19
века при Петербургском музее военно
-
учебных заведений. И только в 2009
году, спустя более 150 лет, была утверждена квалификационная
характеристика должности методиста.
Если же углубиться в историю, то
методистами в образовании были
и великие философы Аристотель, Сократ, Платон.
Святые
Кирилл и
Мефодий
-
первые православные миссионеры 9 века до н.э., которые
составили славянскую азбуку
—
кириллицу
и
глаголицу, перевели с
греческого языка на славянский церковные книги и несли Слово Божие
славянским народам.
Слово, учение в переводе на греческий означают
метод. Значит, они выполняли методическую миссию.
А сегодня миссия методиста в образовании как никогда актуальна.
Инновационный всплеск в образовании вызвал необходимость быстро
реагировать на изменяющуюся ситуацию, генерировать новые идеи. Миссия методиста состоит в формировании нового типа педагога
–
профессионала, обладающего педагогическим мышлением и высокой
профессиональной культурой, способного на практике реализовать
достижения отечественной и мировой педагогических наук. И миссия
методиста в этом
-
быть не просто проповедником идей и новаций, а донести
идею, мысль до педагога так, чтобы у него появилось вдохновение,
вдохновение творить, вдохновение узнавать что
-
то новое, чтобы появилось
внутреннее стремление души выразить себя, страстная потребность
сообщить свои приобретения другим. И как много приобретений должен для
этого сделать педагог, как щедро запастись «мыслями и чувствами»! Ведь
только от переполненного сознания, от захвативших глубоко накопленных и
освоенных знаний,
от мудрых мыслей, пробудивших чувства, захочет и
сможет педагог передать другим то, чем он живет и дышит. И, какая
огромная требовательность предъявляется при этом методисту
–
наставнику
педагога, и какая ответственность лежит на методисте, и какой великий
простор для деятельности методиста.
Миссия методиста
-
быть связующим звеном не только между
наукой и практикой, но и между поколениями.
Извечная проблема
общественного развития
–
связь поколений, передача жизненного и
исторического опыта от одного поколения другому. Каждое новое
поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом
предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали,
обычаях, традициях и т.д. Миссия методиста как раз и состоит в том, чтобы
аккумулировать этот опыт и в концентрированном виде передать своим
педагогам, а педагоги
–
детям. Можно сказать, что методисты
-
живое звено
между прошедшим и будущим.
Миссия не такая простая и однолинейная, поэтому и диапазон
деятельности методиста достаточно широк, и формы и способы работы
многообразны
.
Именно их разнообразие и позволяет методисту осуществлять
свою миссию
и выполнять
функции
:
- Информационно - организаторская функция . Главная задача методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.
- Организационно - педагогическая функция предполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.
- Пропагандистская функция обеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педагогических технологий , пособий, Учебно - методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.
- Диагностико - аналитическая функция одна из важнейших функций методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал учреждений, педагогов, выявить внутренние педагогически е резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.
- Контрольно - диагностическая функция предполагает посещение и анализ практической работы педагогов, диагностику эффективности реализуемых педагогом программ и прим еняемых педагогических технологий, состояния образовательного процесса в учреждении.
- Функция прогнозирования - без прогнозирования образовательного процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в це лом.
- Инновационная функция - методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы в учреждениях; внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.
- Конструктивная функция . В функцию методиста входит и разработка учебно - методической документации, корректировка образовательных программ учреждений, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.
- Координационная функция -методист обеспечивает координацию сетевого взаимодействия учреждений образования, сотрудничество образовательных учреждений с разными социальными институтами детства.
- Стимулирующая функция -все вышеперечисленные функции, так как они так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании.
Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие. Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств методиста.
Как профессионал, методист сознательно выбирает цели, превращая
работу в свободный самостоятельный творческий труд. Он не только должен
усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких
результатов, самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивать
в себе профессионализм. И стремиться к суперпрофессионализму, т.е. выйти за пределы профессии, творчески обогатить профессию своим личным
вкладом. Именно этот уровень профессионализма методиста наиболее
существенно влияет на прогресс системы образования в целом.
Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим методистом, учителем
педагогов, наставником, новатором, изначально должен ориентироваться на
высокий уровень профессионального мастерства.
И коль у методиста есть миссия, значит, есть заповеди:
приметить застенчивого; возвеличить скромного; возвысить вежливого; успокоить пылкого; напоить жаждущего; просветить заблудшего; мобилизовать ленивого; зажечь инертного; взорвать равнодушного; озарить примитивного; вдохновить творческого.
И ни одна миссия, в том числе и миссия методиста, не выполнима без
личностных человеческих качеств. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что
личность формируется личностью, характер формируется характером.
Личность методиста, его отдельные качества как бы проецируются на
педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик,
нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности методиста. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и
терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот
«арсенал» личностных качеств методиста.
Профессионально значимые личностные качества методиста
В современных условиях методист должен обладать следующими
качествами:
- аналитический склад ума; развитый социальный интеллект;
- широкий кругозор и общекультурная эрудиция;
- высокий уровень развития абстрактно - логического мышления;
- открытость новому, инициативность; развитая грамотная речь;
- большой лексический запас;
- ораторские и организаторские способности;
- развитые коммуникативные навыки,
- способность к концентрации внимания,
- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
- способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью
Кроме профессионально личностных качеств современный методист
должен иметь и
обширный объем теоретических и прикладных знаний
из
следующих областей: общей педагогики, диагностики, теории воспитания,
сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического
исследования, эксперимента; общей, педагогической, социальной
психологии; социологии, методики социологических исследований; общей и
педагогической инноватики. Все эти знания необходимо органично
соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области
профессионального образования, о своем учреждении, особенностях и
возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и
планах развития и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий