Первый год обучения в системе начального образования предполагает подготовку к учебной деятельности. Необходимость такой подготовки определяется:отсутствием готовности к школьному обучению у большинства современных детей семи лет (психологической, физиологической, недостаточен уровень социального поведения); отсутствием опыта чувственно-практической деятельности, связанного с недостаточной их самостоятельностью; недостаточным развитием символического мышления и воображения, связанным с тем, что дошкольники меньше, чем раньше, занимаются конструктивными видами деятельности и игрой, а больше смотрят телевизионные передачи и играют на компьютере.
На протяжении первого года обучения необходимо решить следующие задачи:
ввести детей в способы совместной работы; организовать осмысление ими собственного опыта взаимодействия с природными объектами и способов получения ответов на вопросы о природе, которыми они уже в той или иной степени владеют (спрашивание, получение информации из книг, наблюдение и др.).
Кроме того, необходима игровая подготовка к творческим поисковым действиям в проблемной ситуации; расширение чувственного опыта детей, развитие способности образно-символического мышления и знаковой функции; перестройка восприятия и внимания детей: от наблюдения за объектами (статика) нужно перейти к наблюдению за процессами (динамика).
Особое внимание учителя в первом классе должно быть обращено на способы действий детей, а не только на материал, который предложен для уяснения и отработки этих способов.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой к учебной деятельности. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. Так, личностные действия в первом классе обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия включают в себя формирование жизненного самоопределения и смыслообразования.
Жизненное самоопределение ученика первого класса достигается за счет постепенного формирования практического, а затем и учебного сотрудничества учителя и совместно работающего класса. Введение норм и правил совместной (групповой, парной, коллективной, самостоятельной) работы, совместного проведения досуга и внеурочной работы приводит к осознанию учеником своей позиции в учебной группе (классе) как активной, с одной стороны, и находящей поддержку других детей и учителя, с другой.
Смыслообразование (установление связи между целью и результатом совместного учения) происходит, благодаря систематическому сопоставлению поставленных классом задач (вопросов) и достигнутых в ходе практического исследования результатов, что лежит в основе методики проектирования уроков практически по всем учебным предметам в первом классе.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Эти действия проявляются в таких видах, как:
• целеполагание как постановка учебной цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Осуществляется это благодаря использованию оценочных «линеечек» и «лесенок». Учитель помогает первоклассникам выделить критерии оценки своих достижений, осуществить анализ результатов и сформулировать новые цели.
Так, например, в учебнике «Окружающий мир», автор Е.В.Чудинова, обнаружив, что «не все ученики хорошо умеют описывать объект (здание), поскольку по описанию не удается угадать здание, класс с помощью учителя формулирует цель «научиться составлять хорошее описание», которое конкретизируется в задачу составления описания по плану - заготовке (схематичный рисунок дерева).
• планирование – составление плана и последовательности действий, — осуществляется в первом классе многократно. Сначала всем классом под руководством учителя, затем – в группе совместно работающих детей, затем – в парах, и, наконец, индивидуально
• контроль организуется в форме сличения результата действия с заданным эталоном и результатами других учеников и групп с целью обнаружения отличий. Как выполнили ребята из других групп? Кто выполнил наиболее правильно?
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, в первом классе осуществляется благодаря системе заданий, в которых ученикам предложены высказывания других детей и нужно определить, могут ли они судить об этом или им это пока неизвестно; если могут, то, каким способом они получили это знание, и, наконец, согласны ли они с высказыванием – истинно оно или ложно.
Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
§ общеучебные универсальные действия, такие как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в первом классе только начинают формироваться. Кроме совместной постановки учебно-познавательных целей, на развитие этого умения направлены задания на выявление непонятного (постановку познавательного вопроса), использование символа «знак вопроса» для обозначения сомнения.
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска осуществляется с первых занятий таких способов получения информации три: чтение (поиск информации в справочниках), спрашивание (у взрослых – учителей, специалистов, родителей) и наблюдение. В течение всего первого года обучения по учебнику Е.В. Чудиновой «Окружающий мир» ученики пользуются этими способами, а учитель организует рефлексию применения их в зависимости от конкретных задач.
• организация моделирования в образовательной системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является центральным учебным действием. Работа по поиску способов действий всегда сопровождается моделированием, то есть фиксацией открытого способа действий в некоторой схеме или модели. Поэтому учитель организует работу детей так, чтобы схема способа действий становилась действительным психологическим орудием детей, помогала им на всех этапах их работы с предметом.
Работа детей, решающих задачу через моделирование, направляет восприятие иначе, позволяет увидеть и выделить в объекте то, что очерчено моделью или, наоборот, противоречит ей. Появляется пристальный взгляд, попытки найти слова, чтобы описать происходящее. По сути дела, схема, чертеж или модельная конструкция становятся «очками», через которые ребенок начинает видеть мир. Работа со схемами проводится на каждом уроке по мере их появления, но недолго по времени.
• логические действия, такие как: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; выбор критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, — являются непосредственным предметом формирования в 1 классе. В учебнике «Окружающий мир» это направление представлено блоками заданий на описание объектов (как искусственных, так и естественных), конструирование, построение и анализ рядов (на материале разных искусственных и естественных объектов), построение и анализ классификаций, заданиями по наблюдению и схематизации процессов (физических процессов, сезонных изменений, физиологических процессов, доступных наблюдению и пр.)
Вот примерный ряд вопросов для беседы в 1 классе по теме: «Сравнение по признакам. Ряды. Классификация»
- Зачем птице клюв?
- Рассмотри фотографии птиц с разными клювами. На какие инструменты похожи птичьи клювы?
- Для чего используют эти инструменты? Как работают данные инструменты?
- По каким признакам различны клювы? (прямые, изогнутые)
- На какие группы ещё можно разделить клювы птиц?
• Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Данные учебные действия интенсивно формируются на первом году обучения благодаря многообразным формам учебного сотрудничества (коллективная дискуссия, групповая, парная работа). В учебно-методическом комплекте для работы, требующей разделения действий, введено специальное обозначение.
Задания, которые предлагаются детям, часто удобнее решать не индивидуально, а в группах. Это действительно необходимо на тех этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или тогда, когда для выполнения задания требуется проделать несколько действий и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Или тогда, когда выполнение задания требует одновременного удерживания нескольких позиций (ролей), например исполнителя и контролера, а это затруднительно еще для первоклассника.
При решении групповых задач и в коллективной классной дискуссии важно, чтобы дети слушали друг друга так же внимательно, как и учителя. Поэтому учитель никогда не должен повторять сказанное ребенком, чтобы тот ни сказал. Если кто-то его не услышал, можно попросить повторить сказанное. Если ребенок возражает или поддерживает мнение другого, необходимо следить за тем, чтобы он обращался непосредственно к тому, кому он отвечает, поворачиваясь лицом к нему. Иногда дети смеются над ребенком, сказавшим, по их мнению, глупость. Необходимо демонстрировать детям равноценность всех мнений и по возможности обращать их внимание на ситуации, когда чье-нибудь ошибочное предположение натолкнуло весь класс на поиск правильного ответа.
Нужно помнить, что решение творческих задач всегда связано с большой эмоциональной напряженностью и риском. Дети должны преодолевать боязнь ответить неправильно, научиться высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. В этом им могут помочь как учитель, так и другие дети. Вполне допустимо вызывать к доске не одного ученика, а сразу нескольких, создавая группу поддержки для каждого из них.
Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.
В 1-м классе рекомендовано использовать «ступенчатый» режим, в соответствии с которым обеспечивается организация адаптационного периода. В связи с тем, что максимальная нагрузка в 1-м классе 21 час в неделю, а программы 1 класса по всем учебным предметам рассчитаны на 33 учебные недели, рекомендуем в сентябре-октябре последние уроки проводить в других формах организации учебного процесса. Например, в сентябре-октябре учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т.п. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока. Возможен другой вариант: четвертые учебные часы использовать для гибкого расписания. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 – по технологии, 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике, 17 – 19 уроков физической культуры. Нецелесообразно первым уроком проводить урок физкультуры, поскольку такой урок должен способствовать снятию утомляемости, смене видов деятельности первоклассника, эмоциональной разрядке, развитию двигательной активности. По возможности уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе и направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
Оценивание учебных достижений обучающихся
В 1-х классах оценивание осуществляется вербально, поскольку оно призвано способствовать гуманизации обучения, побуждать ребенка к активной деятельности, формировать положительное отношение к школе, развивать самостоятельность. При этом используется как словесное, так и письменное развернутое оценивание. В частности допускается словесная объяснительная оценка, «лесенки успеха», линейки Г.Цукерман. Нецелесообразно использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, тучки, солнышки и пр.), поскольку это ассоциируется с полученным баллом. При неправильном ответе ученика не следует говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д.
Оцениванию в 1-м классе не подлежат: темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. В начале года проводится обязательная входная диагностика с целью определения стартового уровня ученика и корректировки работы с ним. После прохождения крупных тем программы по предметам проводятся диагностические работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года.
Напоминаем, что в соответствии с п.10.10 Санитарно-эпидемиологических требований, обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий