В решении новых задач, стоящих перед современной системой образования, особую роль играют объединения, сообщества педагогов, управленцев, методистов всех, кто способен вырабатывать консолидированные решения, создавать и обеспечивать запуск инновационных проектов. Значимость сетевого взаимодействия организаций, команд, сообществ объясняется несколькими причинами. В первую очередь можно назвать новые вызовы по отношению к системе образования. Эти вызовы сформулированы, в том числе, в государственных и ведомственных целевых программах и проектах, новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», а также приказах Минобрнауки России, в которых утверждаются стандарты второго поколения, регламенты запуска и сопровождения экспериментальной, инновационной деятельности педагогических работников.
Значимость сетевого взаимодействия обусловлена также спецификой управленческих и дидактических задач, которые имеют сетевой, интегративный характер. Например, практика реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на ступенях дошкольного и школьного образования показывает, что в силу новизны задач преждевременно говорить о существовании понятных, отработанных путей их решения и на федеральном, и на региональном (муниципальном) уровнях. Требуется командный подход к созданию и реализации запланированных продуктов (в том числе, основных образовательных программ). При любых других вариантах введение ФГОС становится неэффективным.
Формирование универсальных (т.е. надпредметных) учебных действий также требует объединения и координации дидактических, методических усилий, причем не только разных групп педагогов, но и управленческих команд. Разработка системы контроля и оценки уровня освоения обучающимися основной образовательной программы, организация внеурочной деятельности школьников эти и другие задачи также связаны с их комплексным, согласованным решением группами заинтересованных специалистов.
Ограниченная группа педагогических работников, даже высокого профессионального статуса, не готова дать рецепты по всем направлениям введения ФГОС: конкретные условия и возможности, региональные и муниципальные ресурсы настолько многообразны, что создать единые рекомендации невозможно. Выход видится в организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, команд (групп, сообществ) педагогических работников разного уровня и направленности, которые готовы оперативно (в том числе, с использованием возможностей Интернета) создавать, проектировать варианты решений, «выращивать» новый опыт и предлагать его для использования другим субъектам. При этом творческие педагоги и лучшие образовательные организации могут расширить свой потенциал, реализовать возможности, участвовать в совместных проектах, взаимодействуя с десятками тысяч коллег системы образования, преодолевая определенную разобщенность субъектов образовательного процесса.
Вероятно, сетевое взаимодействие на деле позволяет реализовать идею непрерывности образования в формальных и неформальных условиях . Появляется возможность реализации одного из принципов государственной политики, представленного в Законе «Об образовании в Российской Федерации», связанного с обеспечением права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, с адаптивностью системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Данную позицию подтверждает практика деятельности сетевых организаций, которые создаются не только на основе профессионально-педагогических проблем, но и по запросу, заказу обучающихся, родителей, социальных партнеров, которые также участвуют в сетевом взаимодействии.
Сказанное позволяет говорить о необходимости формирования определенной педагогической культуры, потребности участия в сетевом взаимодействии и педагогов, и методистов, и управленцев. То есть субъектов, способных осуществлять не только проектировочную, но и экспертную, консультативную деятельность. Отметим при этом достаточно высокий уровень готовности педагогического сообщества нашей страны к сетевому взаимодействию как одному из наиболее сложных (и при этом эффективных) вариантов сотрудничества профессиональных работников.
Участие в комплексном проекте модернизации образования, разработка и реализация программ развития, создание основных образовательных программ (ООП) - эти и другие направления работы существенно повысили, сформировали культуру проектной деятельности педагогических работников, позволяющую говорить о значительном потенциале субъектов для участия в сетевом взаимодействии. Кроме того, сетевое взаимодействие - это еще и современная, эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагогических работников «на рабочем месте», в реальной, живой практике образовательного процесса. Каждый учится друг у друга, все обмениваются опытом, находят коллективные решения. В этом смысле команды, добровольные объединения педагогов можно считать наиболее эффективными вариантами повышения квалификации работников образования.
Источник:
Методическое пособие
"Сетевое взаимодействие в системе образования. Технология организации инновационной деятельности" (Авторы: Соломатин А.М., Чуракова Р.Г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий