воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Простые рекомендации по организации ДО

Простые и рациональные рекомендации даёт Марина Литвинова
Неудобное онлайн-обучение
Думаю, что за последние пару недель многие убедились в том, насколько же неудобным может быть онлайн-обучение. Даже те, кто занимались онлайн-обучением. Просто раньше они не сталкивались с хаотично организованным обучением в онлайне сразу по нескольким предметам в нескольких местах, как сейчас получилось со школьниками.

Но как онлайн-обучение может быть удобным, если об этом удобстве не подумали? Если погнались за выбором тех решений и скоростью выдачи контента? Понятно, такие форс-мажорные условия превратили онлайн-обучение в квест без правил внутри лабиринта необъятных размеров. Но думаю, что можно что-то сделать. Как большой фанат структур, шаблонов и минимализма я всегда стараюсь организовать максимально понятную и простую образовательную среду. И постоянно проверяю, как ее используют учащиеся и какие вопросы у них возникают, чтобы улучшить и еще упростить.
Хочу поделиться несколькими советами о том, как организовать образовательную онлайн-среду и сделать ее дружелюбной по отношению к учащемуся. Кстати, и организаторам обучения будет намного проще контролировать процесс.
1. Лучше, чем простые правила могут быть только очень простые правила. И они должны быть всем видны.
Определите, как будет проходить обучение, разошлите эти правила учащимся и закрепите их сообщением в группе мессенджера/на странице в соц.сети/на выбранной платформе.
Примерно так: Ребята, привет! Это группа, где мы будем изучать англ.яз. Занятия будут проходить два раза в неделю - понедельник и четверг с 16 до 17 (мск). Ссылку на занятие мы будем выкладывать утром в день занятия в этой группе. После каждого занятия вам нужно будет выполнить домашнее задание, его вы делаете в текстовом Google-документе и отправляете учителю вот на этот имейл. Срок выполнения задания - 2 дня, учитель даст вам ответ на след.день. Все вопросы по занятиям можете писать в специальный чат для вопросов.
Постепенно будут возникать повторяющиеся вопросы, ответы на них можно будет добавлять в правила.
2. Идеально, если все будет в одном месте.
И онлайн-занятия, и контент к ним, и домашние задания, и результаты проверки, и форум, и доп.материалы, и контакты. По максимуму стоит постараться собрать все в одной образовательной онлайн-среде, попав в которую учащийся сможет закрыть все свои потребности. Если используете несколько технических решений, напишите путь пользователя и дайте инструкции к использованию.
Например так: Для обучения мы используем Телеграм, прямо в наш канал будем размещать видео-уроки и задания к ним. Раз в неделю будем приглашать вас на разговорный клуб в Zoom. Чтобы протестировать Zoom зайдите по ссылке и выполните такие действия ...
3. Чем меньше разнообразия, тем лучше. Особенно на старте.
Я "за" то, чтобы не прыгать с одного инструмента на другой, с одной платформы на другую. Стоит дать учащемуся время привыкнуть к одному инструменту и уверенно в нем себя чувствовать. Вот не надо сразу все эти интерактивы, гонки за фокусом внимания (потому что убегут в соц.сети). Пока учащийся не разобрался, где он находится, безопасно ли тут, понятно ли тут, он вообще не учится, а просто справляется со своим стрессом.
4. Шаблоны это волшебство.
В нашем садике воспитатель каждый будний день присылает в специально созданную группу в вайбере четыре типовых сообщения. Это всегда 1) приветствие с мотивационным фактом про день или какой-то фразой, 2) видеоролик с веселой гимнастикой, 3) обучающий короткий ролик, 4) задание, которое можно сделать своими руками. И пишет, что ждет работы в течение дня. Я так благодарна ей за этот шаблон. Потому что понятно, что ожидать, понятно как делать, понятно что на выходных обучения не будет.
Я очень люблю структурный подход к контенту. Например, каждое занятие состоит из обязательных элементов 1,2,3, 4,..7. В каждом занятии вы точно найдете конспект лекции. После каждого вебинара вам нужно выполнить домашнее задание в течение 7 дней. И так на протяжении всего курса.
Пожалуйста, сосредоточьтесь на обучении и не отвлекайтесь на то, чтобы задумываться над такой рутиной, как "что где и когда искать в этом контенте".
5. Всем нужно расписание.
Понимаю, что сейчас онлайн-обучение упало на многих как снег на голову. В апреле. Сложно зафиксировать точку старта учебной программы и не ясно, где будет точка финиша. И все же, можно хотя бы дать список тем занятий, которые будут изучаться на этой неделе. Список заданий, а также что из этого обязательно, а что можно пропустить. Список дополнительных материалов. Зафиксировать даты уроков и даты сдачи домашних заданий. Эта рамка очень важна, потому что без нее все погружается в абсолютный хаос. Даже простая таблица с датами, темами это уже ориентир для учащегося, а если еще прямо там будут ссылки на материалы к каждому уроку и ссылки на прямые эфира, то просто бесценно. И тоже самое касается пройденного материала - когда были эти темы, какие по ним задания, где искать дополнительные материалы? Ответы на эти вопросы точно возникнут, и удобная образовательная среда должна это учитывать.
6. Общение - важная часть онлайн-обучения.
Группе учащихся надо дать возможность общения. Для этого можно выделить отдельный чат и рассказать, как в нем мы будем общаться. Сложно, когда в одном чатике оказываются и уроки, и сданные ДЗ, и болтушка на темы карантина, и обмен гифками. Все эти моменты важны, только не нужно их реализовывать в одном месте, потому что учебный чат превратится в воскресный рынок. Хорошо, когда в чате для общения есть кто-то кто задает нужные темы для бесед, поддерживает удачные сообщения и отслеживает поведение негативщиков, потому что они могут влиять на настроение всей группы.
7. У кого просить помощи, если возникли проблемы?
Для группы, которая впервые начинает учиться онлайн, я бы обязательно прикрепляла куратора или наставника, которому можно было бы задавать вопросы любого характера. Часто люди могут бояться задавать вопросы в общих чатах или пытаться безуспешно разобраться, что они еще не успели пройти в учебной программе. Хорошо, когда есть контакт человека, к которому можно обратиться, если потерял доступ к платформе/контенту, пропустил сразу несколько занятий, потерял текст домашнего задания или потерял мотивацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий